Противники
самой идеи прямого взаимодействия компьютера и мозга в качестве основных
аргументов приводят размышления о том, что сложность технологии не оправдает
результат. Действительно, зачем изобретать новый сверхсложный интерфейс прямой
передачи информации, если есть такие удобные и родные средства, как ноутбуки,
КПК (карманные компьютеры), да и вообще куча способов восприятия информации с
помощью информационных магистралей, предусмотренных самой природой: в основном
по зрительным и слуховым каналам? Вообще говоря, первая проблема связана вот с
чем: ноутбуки и КПК, какими бы маленькими они ни были, создают определённый
дискомфорт, барьер для свободного получения информации, тем более они не
позволяют работать с ними, например, при ходьбе или, тем более при занятиях
спортом. Вы, кстати, никогда не задумывались над тем, как бесцельно проводят
люди время, тратя в среднем по 40 минут в день на дорогу к дому и на работу?
Эти идеи уже давно развивает канадский учёный Стив Манн (Steve Mann), однако
даже изобретённые им сверхсовременные очки со встроенной камерой резко
ограничивают свободу действий. Ведь к ним подходят провода, которые связывают с
ними миниатюрный компьютер, висящий на поясе профессора. Но есть и более
существенный аргумент: управление информацией требует механических манипуляций,
то есть по сути в основе остаётся всё та же идея,
которая заложена в компьютерной мыши. Между тем, львиную долю навыков человека
составляет просто выученная им когда-то информация. Посмотрим на иностранные
языки. Как сократилось бы время, которое тратят люди на их изучение, если бы
была возможность быстро перенести в голову весь оксфордский словарь. А ведь машины научились хранить информацию с поразительной точность
и в огромном объёме! Если бы только была возможность найти точку
соприкосновения в работе мозга и компьютера, минуя наши органы чувств...
Собственно идея изучения иностранных языков с помощью компьютера не нова.
Фактически то, что было только что предложено мною, уже реализовано в карманных
электронных переводчиках. Но! Едва ли кто-либо сможет назвать их альтернативой
изучению языка. И в чём же тут дело? Дело в том, что доступ к необходимым
словам сильно ограничен скоростью набора букв на клавиатуре, и этот нюанс
является, увы, критическим. Полноценная реализация такой идеи возможна лишь при
том условии, что компьютер станет полноценным "отделом" мозга. И
такая возможность существует, ведь сигналы, посредством которых
"думает" компьютер имеют электрическую природу подобно потенциалам
действия, возникающим в нейронах головного мозга. Конечно, иностранные языки -
это лишь один из примеров использования такой технологии будущего. Её возможности
даже по самым скромным предположениям будут действительно колоссальны.