|
Противники самой
идеи прямого взаимодействия компьютера и мозга в качестве основных аргументов
приводят размышления о том, что сложность технологии не оправдает результат. Действительно,
зачем изобретать новый сверхсложный интерфейс прямой передачи информации, если
есть такие удобные и родные средства, как ноутбуки, КПК (карманные компьютеры),
да и вообще куча способов восприятия информации с помощью информационных магистралей,
предусмотренных самой природой: в основном по зрительным и слуховым каналам? Вообще
говоря, первая проблема связана вот с чем: ноутбуки и КПК, какими бы маленькими
они ни были, создают определённый дискомфорт, барьер для свободного получения
информации, тем более они не позволяют работать с ними, например, при ходьбе или,
тем более при занятиях спортом. Вы, кстати, никогда не задумывались над тем, как
бесцельно проводят люди время, тратя в среднем по 40 минут в день на дорогу к
дому и на работу? Эти идеи уже давно развивает канадский учёный Стив Манн (Steve
Mann), однако даже изобретённые им сверхсовременные очки со встроенной камерой
резко ограничивают свободу действий. Ведь к ним подходят провода, которые связывают
с ними миниатюрный компьютер, висящий на поясе профессора. Но есть и более существенный
аргумент: управление информацией требует механических манипуляций, то есть по
сути в основе остаётся всё та же идея, которая заложена в компьютерной мыши. Между
тем, львиную долю навыков человека составляет просто выученная им когда-то информация.
Посмотрим на иностранные языки. Как сократилось бы время, которое тратят люди
на их изучение, если бы была возможность быстро перенести в голову весь оксфордский
словарь. А ведь машины научились хранить информацию с поразительной точность и
в огромном объёме! Если бы только была возможность найти точку соприкосновения
в работе мозга и компьютера, минуя наши органы чувств... Собственно идея изучения
иностранных языков с помощью компьютера не нова. Фактически то, что было только
что предложено мною, уже реализовано в карманных электронных переводчиках. Но!
Едва ли кто-либо сможет назвать их альтернативой изучению языка. И в чём же тут
дело? Дело в том, что доступ к необходимым словам сильно ограничен скоростью набора
букв на клавиатуре, и этот нюанс является, увы, критическим. Полноценная реализация
такой идеи возможна лишь при том условии, что компьютер станет полноценным "отделом"
мозга. И такая возможность существует, ведь сигналы, посредством которых "думает"
компьютер имеют электрическую природу подобно потенциалам действия, возникающим
в нейронах головного мозга. Конечно, иностранные языки - это лишь один из примеров
использования такой технологии будущего. Её возможности даже по самым скромным
предположениям будут действительно колоссальны.
|